Эпиграф

«Простит ли нас наука за эту параллель, 
за вольность толкований и теорий»
        В. Высоцкий «Сначала было слово...»

Дорогие друзья!

Приветствую Вас на моем сайте.

Контактная информация:

Навигация: Проза > Отстоять себя Повесть > Глава 6. В массовой школе

  • Размер шрифта:

 

Глава 6
В массовой школе


Гоша понял, что мир шире и веселей, чем это казалось ему в интернате.
Единственное, чем Гоша отличался от других учеников, так это - освобождение от физкультуры, которая в интернате была для всех обязательным предметом. Никто - ни ребята, ни учителя не давали ему почувствовать, что он чем-то отличается от других. А от физкультуры были освобождены и другие ребята. Гоша быстро стал одним из лучших по успеваемости в классе, стал дружить не только с отличниками, но и с отстающими, которые приходили к нему домой и вместе делали уроки. При этом Гоша умел увлечь ребят решением той или иной задачи, сделать выполнение домашних заданий не просто обязанностью, но и увлекательной игрой. Успеваемость в классе значительно повысилась, учителя стали относиться к Гоше с уважением. Ребята его обожали. Утром, до выхода его из подъезда, чтобы идти в школу, человек 5-6 уже поджидали его на улице. Они брали у него портфель и до самой школы шли рядом, наблюдая, чтобы он не споткнулся или не поскользнулся.
Гоша сдружился не только с ребятами, но и с некоторыми молоденькими учительницами гуманитарных предметов. Рядом был Политехнический музей, и они часто ходили туда на литературные вечера. Это были горячие 60-е годы: диспуты, открытие новых имён поэтов , писателей и критиков, поднимал голову театр на Таганке , вовсю звучал с магнитофонных плёнок Высоцкий.
Любимыми предметами Гоши оставались литература и иностранный язык - у Гоши немецкий. Хотя Гоша и получал пятёрки по этим предметам (как, впрочем, и по другим), он не занимал здесь неоспоримо первое место. По знанию истории и литературы с ним соперничали некоторые девочки, а немецкий язык и немецкую литературу знал как свои родные Олег, выросший в семье дипломата, где дома говорили и читали по-немецки.

Как раз в это время и случилась история с котом. Однажды , вернувшись из школы домой, Гоша обнаружил, что кота нигде нет.Он любил его и не только за то, что они были ровесниками. Они были чем-то похожи. За всю свою кошачью жизнь, не будучи кастрированным, кот не поймал ни одной мышки.  Он не видел ничего, кроме коридора, кухни, семи дверей и разноцветной утвари соседкиной комнаты. Гошка любил теребить его мешковатое брюшко, перевернув на спину это ленивое, хитрое животное. Дальше всё развивалось по уже изложенной программе. Кота подержали некоторое время в квартире, а потом выбросили на улицу...
Вот об этом Гоша и написал в своём сочинении на заданную тему "Лучший друг". Когда его сочинение , как и ещё одно образцовое, прочитали перед всем классом , то симпатии были , конечно, на стороне кота.
Молодая учительница литературы Юлия Александровна поставила Гоше 4, потому что он не смог ответить на вопрос:
- Если кот был твой лучший друг, то почему ты его не выручил?
- В школе был.
- Но ведь всё началось гораздо раньше.
Гоша не знал, что ответить.
Вечером, после занятий и всего остального обязательного, Гоша с Юлией Александровной пошли в Политехнический, где был творческий вечер Роберта Рождественского. 
- Ну- зачем ты выпендриваешься?- спросила Юля.
Гоша не ответил, он сосредоточенно смотрел под ноги.
Гоша, конечно, не считал кота своим лучшим другом, но и тема сочинения была поставлена не лучшим образом, думал он.
Роберта Рождественского они любили оба , и после вечера у них были не прения, а обсуждения, высказывание своих мнений.
В школе у него появилось много друзей, но лучшего друга всё ж таки не было. Парень, с которым он сидел за одной партой, носил странную фамилию Фабрик и был очень умён, любознателен, но некрасив и угловат, скован в общении, особенно с девочками. Гоша дружил с ним, немного жалея его и слегка завидуя той огромной коллекции марок, еоторую Фабрик собрал. Они часто сидели у него дома на улице Кирова (теперь Мясницкой) в его , естественно, коммунальной комнате и разглядывали коллекцию. Фабрик мог часами рассказывать о своих марках, и Гоша, как губка, впитывал названия стран и столиц, обогащая свои знания по географии и истории. Потом они быстро делали домашние задания. Фабрик особенно был силён в математике и естественных предметах, а Гоша - в гуманитарных. И Гоша уходил домой в свой Лучников переулок, который был рядом...
Был у Гоши и ещё один друг - Борис, парень с ранних лет возомнивший себя великим артистом. У него действительно были артистические способности, хороший звонкий баритон и романтическая натура. Он даже немного соперничал с Гошей на литературном поприще. Их сочинения часто зачитывала учительница перед всем классом и давала сравнительную оценку. В конце мая перед каникулами Гоша притащил Бориса в интернатский сад, показал ему свои любимые места , рассказал про друзей и подруг-старшеклассниц. Они вышли за территорию интернатского парка и до вечера бродили в Богородском лесу. Борис разглядел в густой траве кустик покрытых росой фиалок, встал на колени и с наслаждением понюхал его.
- Как беззащитны цветы!- сказал Гоша.
Борис задумался , потом воодушевился:
- Это тема для стихотворения... Представь! C моря дует ветер. Одинокий цветок на пляже устал от борьбы с ним. Ветер забросал цветок песком, цветок согнулся, потерял краски и аромат. Но он тянется к солнцу, теплу и людям. Он и не подозревает, что вот сейчас кто-нибудь из людей подойдёт, наклонится и острым ножичком срежет его, чтобы дома поставить его в стакан с водой и нюхать ещё день или два, пока тот окончательно не завянет. 
Гоша улыбнулся:
-Трудно представить, что цветы мечтают об этом.
Но Борис продолжал с той же серьёзностью:
-  Люди всегда куда-то спешат.
Гоша вставил:
- Дьявольское поспешение.
Борис не обратил на эти слова внимания:
- Сил на порыв у цветка уже нет...
Гоша:
- А, может, как-нибудь обойдётся. Пройдёт дождь, освежит природу, смоет песчинки.  Цветок наберёт силу и поднимется.
Борис - иронически:
- Или пробежит собачка, помочится на цветок... Выдавай экспромт, поэт!
Но Гоша ничего не смог выдать...
Дома Гоша поставил свой букетик фиалок в стакан, мысленно посвятив его Тане, Он сел к столу и стал чего-то сочинять, но так ничего и не получилось. Около 12 он стал засыпать, разделся , лёг в постель и тут же уснул. Ему приснился сон ...
У бабушки на даче кто-то из двоюродных сестёр поставил на узенький дощатый подоконник веранды длинную  вазочку с водой и опустил в неё кустик фиалок. Цветочки слегка завяли и поникли... 
Утром, проснувшись дома в Москве и собираясь в школу, Гоша записал маленькое наивное стихотвореньице, которое передал Борису. Тот прочитал его ребятам, рассказав про вчерашнюю поездку с Гошей на дачу , и вынес свой приговор:
- Красота ранима и скоротечна. Но бывает и так, что она на короткое время вспыхивает вновь, как в этой вазочке на даче у Гоши.
- Кроме того, Достоевский сказал, что красота спасёт мир. Запомните эту фразу, хоть Достоевского у нас и нет в программе, - дополнила Юлия Александровна, которая стояла тут же среди ребят. А стихотворение неплохое, хотя и по-детски наивное:

Душистые фиалки
стоят под лампой яркой
в вазе на столе,
а лес, под птичьим хором
цвели они в котором
уже в вечерней мгле.
Когда их собирали, 
они благоухали,
и день весенний был.
А в вазе очутились,
цветки у них склонились,
лишились стебли сил.

Вообще-то Борис писал стихи лучше, чем Гоша, но сейчас он скромно поддержал товарища.

Учась в массовой школе, Гоша не прекращал занятий музыкой. Недалеко от дома, где жил Гоша, находился Дом культуры местной промышленности. Там существовал разношерстный по своему составу самодеятельный оркестр народных инструментов, которым руководил опытный  музыкальный педагог Иван Иванович. Сам он играл на домре, играл плоховато, но научить ребят мог многому как  с точки зрения освоения инструментов (и не только домр и балалаек, но и баянов), которых в оркестре было предостаточно, оставшихся ещё с довоенных времён и в хорошем состоянии.
До войны музыкальная народная самодеятельность была на подъёме.  В 60-е годы, намечался её постепенный закат. Кроме всего прочего, Иван Иванович учил ребят нотной грамоте и даже сольфеджио.В детстве он, как и многие из его питомцев , перенёс полиомиелит. Ходил он с одной палочкой, но очень плохо. У него был автомобиль "Москвич" - вещь по тем временам редкая. Часто после занятий, когда было уже далеко за десять вечера, он развозил больных ребят  по домам. Был он строг, и ребята его побаивались. Он давал задания на дом и добивался от каждого ученика чистоты исполнения, конечно, по мере возможностей каждого.
В этот  ДК (так все называли тогда Дом культуры) Гошу привёл Юрка, когда они ещё учились вместе в интернате. Сам Юрка осваивал тогда баян и готовился к профессиональной музыкальной карьере, что ему и удалось. После окончания восьмого класса он поступил в музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу баяна, а затем и в ВУЗ - тогдашний библиотечный на факультет культпросвет работы (теперешний ГИТИС и даже Академия). Многие ученики Ивана Ивановича стали профессионалами: домристами, балалаечниками, баянистами,- но, в основном преподавателями в музыкальных школах.
Летом у Гоши оставалась одна музыкальная отдушина. Это бабушкина дача, где подобрались способные музыканты- подростки, которые довольно быстро организовались в самодеятельный вокально- инструментальный ансамбль (ВИА). Репертуар был сугубо эстрадный, сценой была поляна за посёлком перед самым лесом, но ребят со всего посёлка и окрестных деревень собиралось человек до 50, а то и больше. Гоша приспособился брать несколько аккордов на гитаре и как-то вписался в этот ансамбль.
Каждый музыкальный коллектив нуждается в своём руководителе, у которого и слух острее, чем у других, и играть он может не только на одном своём инструменте, но понемногу и на других . Таким руководителем стал в ВИА посёлка, где была гошина дача,  Миша Зеликов. Основной его инструмент был труба, но он играл также на фортепиано, гитаре и на всём остальном понемногу, умело наставляя своих ребят-музыкантов, которые слушались его беспрекословно, признавая его приоритет. Гоша в ВИА был слабым гитаристом, можно сказать- никаким. Но Мишка знал, что Гоша здорово играет на домре, и поэтому стал писать ему для эстрадных миниатюр небольшие сольные вставки медиатором. Это у Гоши здорово получалось, хотя уровень миниатюр был явно ниже его способностей.
Каникулы кончились, и начались занятия в девятом классе. Никакого ВИА в школе не было, и Гоша начал скучать. Тогда Мишка Зеликов, который учился в параллельном классе, пригласил его в ансамбль Локтева, гремевший в то время не только в стране, но и по всему миру. Сам Мишка играл там в оркестре на трубе, а Гошу рекомендовал в оркестр на домру-альт, и Гошу, прослушав, приняли. Гоша стеснялся своего далеко непионерского возраста, но  Мишка сказал ему, что там в оркестре и хоре полно таких переростков. Вскоре Гоша привык ездить во Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах, как в свою школу. Сам Владимир Сергеевич Локтев преподавал и в гнесинском училище, и в институте. Он вёл там дирижёрско- хоровые от деления. В каждой оркестровой группе его ансамбля был свой преподаватель - как правило, он же преподаватель гнесинки. Преподавателем домристов был Виктор Иванович, виртуоз на домре и прекрасно образованный музыкант. Он сразу выделил Гошу и стал готовить его в солисты. Первым делом он выправил Гоше посадку и постановку рук и пальцев. Затем сам подобрал и аранжировал ему некоторые классические пьески, среди которых были "Пушкинский вальс" Прокофьева №2 и коронный номер на всех концертах "Цыганские напевы" Сарассатте. Это он играл в сопровождении фортепиано. Но когда окончательно освоился со сценой, стал играть первую часть концерта Н. Будашкина для домры с оркестром. А сидя в оркестре, он продолжал исполнять партию домры-альт. Этот инструмент ему очень нравился. Он идеально подходил к размеру и тонкости его пальцев и по звуку был очень похож на скрипку-альт.
От усиленных занятий музыкой подушечки на пальцах Гоши загрубели и превратились в мозоли, что позволяло ему наращивать технику игры.
Весь год и всё лето- последние школьные каникулы - Гоша не ездил на дачу, а провёл это время в напряжённом труде: ансамбль готовился к гастрольной поездке в Болгарию. Накануне поездки Мишка почему-то вышел из состава ансамбля, и на его место взяли другого трубача. Перед самой поездкой мама договорилась с директором школы Любовью Павловной,что Гоша месяц будет отсутствовать, а потом нагонит.
Коронным номером оркестра была инструментальная пьеса "Светит месяц" в обработке Андреева. В этой пьесе были пара сложных вариаций для домр-прим, а Гоша играл на альтовой домре, но все сложные вариации знал назубок. Поэтому когда кто-то из первых домристов не приходил на репетицию или концерт, в основном из-за учёбы в училище или ВУЗе, то Гошу смело пересаживали с альта на первую домру.
Вскоре Гоша освоил довольно сложные вещи соло - такие, как вариации на тему русской народной песни "Коробейники", "чардаш" Монти и один из венгерских танцев Брамса. Потихонечку Иван Иванович стал выпускать Гошу солистом на концертах. Надо сказать, что концерты оркестра были тогда не только в ДК, но и на выездах. Например, помнится один концерт во Дворце культуры города Димитрова, где даже спела одну песню сама Зыкина.Помнятся ещё поездки в Обнинск, Горки Ленинские и другие места недалеко от Москвы. При этом "артистам" давали автобус, сухие пайки на весь день и привозили потом опять в Москву к ДК. Разумеется , всё это было бесплатно. У Юрки тоже был свой сольный номер - вальс из балета Хачатуряна "Маскарад".В общем , оркестр процветал до тех пор , пока им руководил Иван Иванович... Но пришло время, когда он заболел, и не смог уже больше приезжать в ДК на занятия...  Оркестр постепенно развалился. Педагоги менялись как перчатки. И всё захирело.

В Москве стоял невыносимо жаркий сентябрь. Гоша любил, когда не было музыкальных и школьных занятий, прогуливаться с Боприсом по Арбату. Вечерами двигалась тьма народу. Заприметив чету старичков с собачкой, Борис сказал: "Это супруги". 
- Интеллигентная московская чета, - уточнил Гоша.
- Рядом собачка. Беленькая, в кудряшечку. Жизнерадостная, как её старички.
-Собачки часто бывают похожи на своих хозяев.
Борис и Гоша приблизились к старикам на расстояние 3 шагов и услышали:
--Давай спрячемся!
-Давай!
Старички сели боком к скамейке и подняли ноги . Дешевый трюк! Собачка их тут же учуяла и радостно взвизгнула. Тогда они отпустили её вперёд и резко свернули в переулок. В небольшом палисадничке на скамейке они уселись, весело разговаривая. Мимо шло много народа.
Собачка заметалась, попробовала перебежать дорогу, на пути зазвенел трамвай.
-Послушай,- сказал Борис, - мне совсем не нравится эта игра. Пошли отсюда!
-Они её потеряют
-Да.      

Борис взял собачку на руки и подошёл к старикам.
- Зачем вы издеваетесь над животным?
- Что-оооооооооооо?
- Ваша собачка?- спросил Гоша.
- А что?
-  Ничего. Она нам понравилась. Мы заберём её домой.
- Ну, нет! Это наша собачка. Отдайте её нам.
- Пожалуйста,- сказал Борис и отдал им собачку...
- Тошно, брат, - сказал Гоша, когда они отошли.
- Собачки хозяев не выбирают. Они их просто любят.
- А потерялись? Или, того хуже, их выбросили. Куда же им деваться?
- Посмотри на людей, которые идут сейчас по Арбату. Им не до собачек и даже не до себя. Им до денег, до карьеры на работе, в лучшем случае - до семьи.
- Одиночество, возведённое в принцип жизни, бездушие, подлость, хамство и мысль только о том, чтобы было набито брюхо.
- Я включил бы в твой перечень под понятием "брюхо" все другие мирские блага: деньги, машины, дачи. Прежде всего, деньги,- уточнил Борис.
- Ах, Арбат, мой Арбат,- затянул Гоша, хромая по чёрной брусчатке любимой улицы.

 

© Copyright Виталий Гольдман, 2012 г.