Навигация: Лирика > Evangelicum > Израильские мотивы > Комментарии к "Израильским мотивам"
- Размер шрифта:
Комментарии к "Израильским мотивам"
Ассоциация с маленькими трагедиями А.С. Пушкина. На личном сайте автор читает это произведение в сопровождении музыки Пабло Сарасате («Цыганские напевы»)* [63].
«…в сопровождении музыки Пабло Сарасате («Цыганские напевы»).»
«Па́бло де Сараса́те (исп. Pablo de Sarasate, полное имя Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскес — Pablo Martín Melitón de Sarasate y Navascués; 10 марта 1844, Памплона — 20 сентября 1908, Биарриц) — испанский скрипач и композитор» [3].
В рассказе И. А. Ефремова «Встреча над Тускаророй» главный герой в ресторанчике в Кейптауне слушает «Цыганские напевы»: «Скрипка снова запела, на этот раз цыганские напевы Сарасате. Я всегда любил их и всей душой отдался звукам, говорящим о стремлении вдаль, печали расставания, о неясной тоске по непонятному…» [64].
«Мы бредём по пустынным холмам Палестины,
бывшим некогда дном океана»
«Палести́на (араб. — Филастин, ивр — эрец Исраэль) — историческая область на Ближнем Востоке, охватывающая примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот» [73].
«Здесь по склонам пасут тощих коз бедуины»
«Бедуины — общее название, присвоенное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей городов, занимающихся хлебопашеством и торговлей (хадези), ведут кочевую жизнь. Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке (на волне мусульманских завоеваний). Выходцы из Судана (их легко отличить, так как они принадлежат к негроидной расе) изначально попадали к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, в качестве рабов, но в дальнейшем переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами» [3].
«И бредут Иудейской пустыней народы»
«Иудейская пустыня (ивр. Мидбар Ехуда) — пустыня на Ближнем Востоке, располагающаяся на территории Израиля, на западном побережье Мёртвого моря» [81].
«Мы бредём под надзором всевидящих грифов»
«Грифы, или сипы (лат. Gyps) — род крупных хищных птиц семейства ястребиных, широко распространённых в тёплом климате восточного полушария. Имеют внешнее сходство с американскими грифами, но эти две группы птиц близкими родственниками не являются» [73].
« Здесь останки цветущих коралловых рифов»
«Кора́лловые ри́фы — известковые геологические структуры, образованные колониальными коралловыми полипами (преимущественно мадрепоровыми кораллами) и некоторыми видами водорослей, умеющими извлекать известь из морской воды («биогермы»)» [73].
«мрамор прозрачного цвета» – Образ, взятый из еврейской Каббалы.
«Каббала́ (ивр. «получение, принятие, предание») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке.
Христианская каббала — мировоззрение, синтезирующее древнюю каббалу и христианское откровение о новом Адаме. Сочеталось с христианской мистической мыслью и получило заметное развитие среди европейских философов, теологов и гуманистов эпохи Возрождения, когда среди христианских мыслителей рос интерес к иудейской мистике.
В конце XV века каббала трансформировалась от чисто еврейского явления к европейской культуре, совместившись с христианской теологией, философией, наукой, магией и теургией. В результате появились два разных феноменальных мистических учения с принципиальными доктринальными различиями, но с одним названием. В трудах еврейских теологов о каббале не упоминается о христианской каббале. В трудах же европейских каббалистов просто не делается различия между течениями. Все известные иудейские каббалистические книги были написаны до появления христианской каббалы. В свою очередь европейцы, сформировавшие христианскую каббалу, смотрели на неё как на давно забытое христианское учение» [3].
«Нам казалось, что мы у подножия Храмова,
Что течёт к нам поток чистых слов Каббалы…»
Каббала – см. выше.
«Иерусали́мский Храм (ивр. Бейт а-Микдаш, то есть «Дом Святости») культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э.» [3].